Сценарий праздника «Прощание с Азбукой»

Цель: в игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.

Задачи:

  • повторить изученные звуки и буквы;

  • способствовать раскрытию талантов у учащихся;

  • развивать логическое мышление, память, внимание;

  • воспитывать желание учиться, уважительное отношение друг к другу, прививать бережное отношение к книгам;

  • создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми.

 

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли на необычный праздник. Мы прощаемся с первой книгой, которая научила вас читать.

Что это за книга?

Дети: Азбука!

Ведущий: Азбука научила вас читать, рассказала вам много интересных историй. И вот пришло время попрощаться с “Азбукой”.

Азбука приглашаем тебя на наш праздник.

Азбука: Здравствуйте, ребята! Я -королева Азбука, а все буквы мои подданные . Мы все жители волшебной страны Знаний. А кто знает , откуда взялось мое имя? (ответы детей)

Правильно, давным-давно в 1574 году, у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она тогда «Аз». Вторая буква, которая похожа на современную букву Б, называлась «Буки». «Аз» да «Буки» - вот и получилось «Азбука»

Ведущий: Азбука, к празднику ребята подготовили частушки-

Дети поют частушки

Ученик 1
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Ученик 2
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Ученик 3
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Ученик 4. 
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Ученик 5
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!

Ученик 6
Говорят, что каждый год 
Разные учебники. 
Как же все их изучить? 
Мы же не волшебники? 

Ученик 7
Не волнуйся, прочитаем 
И расширим кругозор, 
Потому что буквы знаем, 
И читаем с этих пор. 

Ученик 8

В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.

Ученик 9

Мы читать все научились,
Вам не хвастаем, не врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой - Букварём!

Ученик 10
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим, 
Чтоб вы нам похлопали!

Появляется Кикимора.

Кикимора: Ой-ой-ой! Подумаешь Азбука! Вот я, Кикимора Неграмотная, две тысячи лет на болоте прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего прекрасно себя чувствую!

Азбука: В самом деле, прекрасно? Это оттого, что ты живешь в болоте. А в болоте жизнь простая, некультурная – плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав. И все понятно! А культурные люди без азбуки, без книги и грамоты обойтись не могут.

Кикимора: Ой! Ну что вы такое говорите. Я не могу! Ну, скажите зачем, зачем мне знать грамоту! Не зачем и вам не советую!

Ребята вам нужна грамота?

Дети: ДА!!!

Кикимора: Скажите, зачем мне какие-то буквы? Записки что ли Водяному писать? Даже если я в болоте перекупаюсь и охрипну, голос потеряю, то я все равно смогу жестами показать все, что мне надо! Ням-ням – есть хочу. Буль-буль – пить. Хрр-хрр – спать.

Азбука: Показать то конечно можно, если ты и твой адресат находитесь рядом. А как ты пошлешь своему другу Лешему в соседний лес срочное сообщение?

Кикимора: А я картинку нарисую.

Картинка

Азбука: И что это значит?

Кикимора: Не поняли? А еще грамотные? Это значит: Приходи ко мне в гости есть куриные окорока. А вот холодца из петушиных гребешков не будет. Зато покатаемся с горки.

Азбука: Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего поломать голову. Так часто случалось в древние времена, когда люди еще не знали письменности. Поэтому послания их друг другу часто напоминали загадки.

Вот посмотри, Кикиморушка, как Леший прочел твое письмо.

Фонограмма: “Чем я Кикимора тебя обидел? Чем заслужил такое твое письмо?

“Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придешь ко мне в гости - спущу с горки”. Не показывайся после такого письма ко мне на глаза! Твой бывший друг Леший!”

Кикимора: Ах, я несчастная! Ах, неграмотная я! Хотела написать одно, а получилось другое! Ой, горе мне, горе! Как же я жить буду?!

Азбука: Не расстраивайся! Часто такое бывало, пока люди не придумали алфавит. А два брата Кирилл и Мефодий составили новую Азбуку для славян. Её так и назвали Кириллица – от имени одного из братьев. Конечно, со временем она изменилась, но в основе осталась прежней. И всем знакомые, родные буквы нашей азбуки – это буквы кириллицы.

Кикимора: Познакомьте меня с ними! Познакомьте скорее! Я тоже хочу знать алфавит.

Ведущий: Поможем ребята?

ДетиДа!

Азбука:
Алфавит от А до Я,
Буквы дружная семья,
Нас сестричек, тридцать три…
С нами ты поговори
И откроешь целый мир,
“А” здесь главный командир.
Азия и Африка 
Это буква А.
Огромная Америка
Тоже Буква А.
Ананас, арбуз, айва – 
Вкуснота на букву А.
А какие вы слова
Знаете на букву А?

Кикимора: Я знаю – “Агурец”.

Ну и подумаешь!

Ведущий: Игра «Волшебный мешочек»

Кикимора: Ой, простите меня неграмотную! Хочу вопрос задать, только стесняюсь!

Ведущий: Задавай , не стесняйся! Кто не стесняется спрашивать, тот с каждым вопросом становится умнее!

Кикимора: А буквы трудно учить? Не больно?

Дети: Нет

Кикимора: А вам нравится быть грамотными?

Ведущий: Расскажите, как хорошо уметь читать

1 ученик

Как хорошо уметь читать В.Берестов

 

Кикимора: Ну, убедили! А давайте проверим их, точно ли они научились или только притворяются.

Ведущий: Я то, не сомневаюсь в этом. Но можно и немного поиграть.

Кикимора: Я решила вас проверить, вспомните ли вы названия сказок, я все названия специально перепутала! Докажите мне, что вы все любите читать сказки и знаете их названия!

Итак, приготовились:

  1. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

  2. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

  3. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

  4. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

  5. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

  6. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

  7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

  8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

  9. Луковый мальчик.(Чипполино.)

  10. Снежная принцесса (Снежная королева)

Кикимора: Действительно знают, удивили.

Ведущий: Кикимора, ну ты и напутала. А вы, ребята, молодцы! Справились с заданием.

Азбука: На нашей почте накопилось много телеграмм от литературных героев. Только они все не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, от героев каких сказок пришли телеграммы на ваш праздник и кто автор этих сказок. Поможете?

Кикимора: О чем речь! Ребята надежные, я их проверяла, что хочешь отгадают.

Азбука читает телеграммы, дети отгадывают

1.Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник.
Кто это? (“Кот в сапогах”)

2.Поздравлю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге потеряла туфельку. 
Кто это? ( “Золушка”)

3.Нет возможности к вам приехать - я снова осталась у разбитого корыта. 
Кто это? (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”)
4. Приехать не могу, нет денег. Купила самовар и пригласила тараканов отмечать именины. Кто это? («Муха – Цокотуха»)

5.Привет. Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как ушёл от бабушки и дедушки. Кто это? («Колобок»)

6.На праздник добраться не могу, нахожусь в земле, вытянуть не могут. Кто это? («Репка»)

7.Поздравляю с праздником. Приехать не могу, лечу маленьких детей, птичек и зверей. Кто это? («Доктор Айболит»)

Азбука: Вижу, что вы много читаете. Молодцы , ребята! А вы знаете, что книги тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют, не стонут, не жалуются. Но они начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. Вот тогда книгу надо лечить. А чтобы книги не болели, нужно соблюдать правила обращения с книгой.

- Вот послушайте, какой разговор, я услышала в библиотеке.

Сценка: Разговор двух книжек

Автор -  Однажды встретились две книжки,

               Разговорились меж собой:

 1ая книга – Ну, как твои делишки?

 Автор -  Одна спросила у другой.

 2ая книга – Ох, милая, мне стыдно перед классом

                    Хозяин мой обложку вырвал с мясом!

                    Да что обложка… оборвал листы!

                    Из них он делает кораблики, плоты

                    И голубей….

                    Боюсь, листы пойдут на змей,

                    Тогда лететь мне в облака!

                    А у тебя целы бока?

 1ая книга – Твои мне не знакомы муки,

                    Не помню я такого дня,

                    Чтобы, не вымыв чисто руки

                    Сел ученик читать меня!

                    А посмотри-ка на мои листочки,

                    На них чернильной не увидишь точки.

                    Про кляксы я молчу,

                    О них и говорить-то не прилично…

                    Зато и я его учу

                    Не как-нибудь, а на ,,отлично,,.

 2ая книга – Ну мой на тройках едет еле-еле

                    И даже двойку получил на той неделе…

 Автор -  В басне нет загадки.

               Расскажут напрямик

               И книжки, и тетрадки, какой ты ученик.

Ведущий: Ребята, можно так поступать с книгой? Давайте вспомним правила обращения с книгами.

Азбука:

За ребят я очень рада!

Вижу: учатся всему -

Счету, грамоте, письму.

Хоть малы еще на вид,

Знают русский алфавит.

Сколько букв в нем?

Дети: Тридцать три!

Азбука:

По порядку алфавита стройся! (Дети строятся)

Азбука:-Гласные!

Дети:-Здесь!

Азбука:-Согласные!

Дети:-Здесь!

Азбука: Буквы, которые не имеют звуков!

Дети:-Здесь!

Ведущий:

Буквы-значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все –

Все: АЛФАВИТ!

Буква А.
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Б.
По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Буква В.
Буква В есть в слове "вол",
Я ее легко нашел!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Е.
Буква Е есть в слове "ель",
Заметает ель метель.
Буква Ё.
Буква Ё есть в слове "ёж",
Ты легко ее найдешь!
Буква Ж.
Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
Буква З.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква И.
И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора!
Буква Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква К.
Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове "мама".
Буква Н.
Н – веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!
Буква О.
О – похоже на колечко,
Словно шерстка на овечке.
Буква П.
П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква Р.
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква С.
С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква У.
Замычит буренка: "Му-у!"
Узнаете букву У?
Буква Ф.
Я в лесу нашла фиалку –
Только рвать фиалку жалко!
Буква Х.
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Ш.
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и "машина".
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове "щит".
От удара он трещит!
Буква Ъ.
Твердый знак.
Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Буква Ы.
Буква Ы есть в слове "бык",
Травку бык щипать привык!
Буква Ь.
Я – мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове "льет", и
В слове "дождь".
Буква Э.
Этот дом похож на наш –
У него один этаж.
Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я.
Ты твердишь все: "Я да я!
Всех умнее я, друзья!"
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя! 

Азбука: -Спасибо , ребята! Знаете алфавит.

Кикимора: А вот знают ли его ваши мамы и папы? Уважаемые родители, давайте вспомним с вами дружно алфавит, но расскажем его в обратном порядке.

Ведущий: Спасибо , родители. Ребята, Азбука нас учила не только читать, но и быть дружными, воспитанными ,внимательными.

Игра

Азбука: Молодцы, ребята. Вы, действительно, грамотные,  воспитанные и внимательные. У меня для вас есть ПОДАРКИ

Вручение подарков

Кикимора: В следующем году я тоже , обязательно, пойду в школу!

Ведущий: Ребята, давайте сделаем подарок Кикиморе. А что ей подарить?

Дети: Азбуку

Кикимора: Ой, спасибо! Теперь я в лес побегу Водяного грамоте учить буду! До свидания!!!

Азбука: Ребята вы такие дружные и веселые, но пришло время и мне прощаться с вами. Немного грустно расставаться с такими учениками, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже готовы читать другие книжки.

Ученик: Спасибо, “азбука” за все,
Что сделала для нас.
За слово первое твое, за стих,
За первый твой рассказ.

Ученик: Нас научила ты читать,
Слова на слоги разделять.
Прошли с тобой от “А” до “Я”,
И с нами будешь ты всегда.

Ученик: Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке "спасибо",

Расставаться нам пора!

ПЕСНЯ «Прощание с Букварем»