Конспект урока «Леса России»

Цель:

  1. Создать условия для формирования у обучающихся представление о лесной зоне; научить описывать на основе предложенного плана изученные зоны; использовать карту для описания природной зоны;
  2. Развивать познавательную активность детей, умение находить информацию, систематизировать знания; умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой, интернетом.
  3. Воспитывать культуру общения, любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру, интерес к изученной теме.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.

 Регулятивные: 

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета;

- строить сообщение в устной форме.

Коммуникативные: 

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: учебник « Окружающий мир», 4 класс авт. А,А. Плешаков; рабочая тетрадь, мультимедийная презентация урока; карточки для индивидуальной  работы, работе  в паре.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: настроиться на урок.

Цель, которую хочет  достичь  учитель: определить готовность обучающихся к уроку, мотивировать на учебную деятельность.

Методы: перцептивный.

Форма обучения: фронтальная.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что мы знаем и как умеем работать

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь описывать зону по алгоритму, показывать изученную зону на карте, устанавливать причинно-следственные связи.

Цель, которую хочет  достичь  учитель: актуализировать опорные знания с целью выявления уровня усвоения и коррекции.

Методы: перцептивный, метод контроля, метод самоуправления учебными действиями.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

 

- Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

-Какие трудности вы испытали при подготовке домашнего задания?

-Проверим.

3 обучающихся работают по карточкам (дифференцированная работа по уровню)

2 обучающихся выполняют тест.

Остальные ученики принимают участие в Игре «Кот в мешке». Ребята достают из мешочка номер вопроса  и отвечает на него устно.

Вопросы записаны на доске:

  • географическое положение и климатические условия тундры;
  • растительный мир тундры;
  • животный мир тундры;
  • деятельность людей и экологические проблемы.
  1. Усвоение новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь работать с книгой, находить информацию по требованию учителя, высказывать предположения.

Цель, которую хочет  достичь  учитель:

мотивировать обучающихся на изучение нового, создать условия для формирования представления о  природной зоне по алгоритму.

Методы: метод формирования интереса к учению,  перцептивный метод,  метод формирования долга и ответственности.

Форма обучения: фронтальная.

  • Отгадайте загадку:

Есть у меня зеленый друг

Веселый друг, хороший.

Он мне протянет сотни рук

И тысячи ладошек (лес).

  • Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция сегодня? (В лесную)

-Значит, какую природную зону мы будем сегодня изучать? Слайд 1

-Скажите, с чего мы начинаем описание любой природной зоны? (Географическое положение) Слайд 2

  • Природная зона лесов находится южнее зоны тундры, на карте она обозначается зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и западно-Сибирской равнинах, а так же на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая.
  • Откройте учебник с. 72-73 найдите эту природную зону у себя на карте.
  • Какой следующий пункт изучения природных зон? (Климатические условия). Слайд 3

- Откройте учебник  на стр.95 и прочитайте 2 абзац (со слов Южнее зоны) . Ответьте на вопрос: «Какие климатические условия в лесной зоне?»

- Почему природная зона зеленого цвета?

  • Все правильно, ребята! В этой природной зоне намного теплее, чем в зоне тундр, выпадает достаточно много осадков. Благодаря большому количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Из-за большого числа деревьев, эта зона на карте изображена зеленым цветом.

-В лесной зоне можно выделить 3 оттенка. Назовите их.

-Подумайте, почему  зона лесов на карте одного цвета, но разных оттенков?

-Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

-Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные. 

  • Ученица приготовила небольшое сообщение о Лесах России. Слайд 4
  • Леса России - это и глухие ельники, и величественные дубравы, и пропитанные солнцем сосновые боры, и, конечно, берёзовые леса, олицетворяющие Россию.
  • Лес - основной тип растительности нашей страны, они занимают 60% ее территории.
  • Наряду с Канадой и Бразилией, Россия - величайшая лесная держава мира. Россия обладает самыми большими в мире запасами леса. По данным государственного учета лесного фонда – площадь лесов нашей страны составляет 763,5 млн. га. Это 22 % лесных площадей мира. Кроме того, в нашей стране сохранились первичные, старовозрастные леса.
  • Поэтому каждый житель России должен распознавать различные зоны лесов, уметь выявлять взаимосвязи природных компонентов, из которых складывается природная зона лесов (рельеф, почвы, климатические условия, растительный и животный мир).

- Какой пункт в изучении природных зон следующий? (Растительный мир) Слайд5

- Давайте более подробно познакомимся с растительным миром каждой части лесной зоны.. Для этого вы сейчас будете работать по вариантам.

 - На выполнение работы вам даётся 5  минут. Ответы должны быть четкими, краткими, доказательными, в сравнении  с ранее изученными природными зонами.

Первый вариант –  расскажут о том, какие деревья растут в тайге

(учебник стр. 96-97, карточка «Помогайка №1»).

  1. Что общего у всех растений тайги?
  2. Какие растения растут в тайге?

Второй вариант –  расскажут о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 100-101, картинки с изображением растений, карточка «Помогайка №2»).

  1. Что объединяет растения этих лесов?
  2. Какие растения растут в этих лесах.

-Совершенно верно. Тайга -это хвойный лес. В ней растут сосна, ель, пихта, кедровая сосна, лиственница. Эти деревья объединяет то, что они имеют хвоинки. Скажите, а какое дерево из перечисленных отличается от других и почему? (Лиственница, сбрасывает хвою) Слайд 6-12

- Какой лес вы сейчас видите на слайде? (Смешанный) Слайд 13

- Почему он так называется?

- Молодцы, а вот в широколиственных лесах, вы правильно сказали только широколиственные леса. Это дуб, клен, липа, ясень, вяз. Слайд 14-19

Гимнастика для глаз (Слайд 20)

цель, которую хочет  достичь  учитель:  предупредить утомляемость.

 

- Откройте тетради  с.47 . 1 вариант выполняет№2 (1), второй-  №2 (2).

-Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу товарища. Слайд 21

Физкультминутка

цель, которую хочет  достичь  учитель:  предупредить утомляемость.

Игра «Деревья, кусты, травы»

3.Усвоение новых знаний (продолжение)

- Мы отдохнули, стали ровненько, подтянулись, присаживаемся и продолжаем работу.

-Мы рассмотрели растительный мир, какой же следующий пункт плана? (Животный мир) Слайд22

- Отгадайте загадки и вы узнаете, какие животные обитают в лесах.

Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны.
(Медведь)

Меньше тигра, больше кошки, 
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь: 
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь)

Это что за Парашют?
Говорят в лесу их шьют.
И таёжный Параплан
Опускается к грибам.
(Белка – летяга)

Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.

В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец ... (СОБОЛЬ) Слайд 23

 

-Переверните страничку в тетради, стр. 48 3-е задание. Найдите этих животных и раскрасьте их, не забывайте о цветовой гамме.

  • Что вы знаете о медведе, рыси, о белке –летяге, соболе?
  • Каких еще животных вы знаете, обитающих в лесах?
  • Рассмотрите иллюстрацию в учебнике стр. 98-99

 -О животном мире леса можно говорить бесконечно. Какое разнообразие насекомых – жуков, бабочек. Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес! Остальных животных вы раскрасите дома.

- Какие еще вопросы мы должны осветить при изучении природных зон? (Деятельность людей и экологические проблемы) Слайд 24

- Как вы думаете, какое значение лес имеет для человека и природы?

Польза леса Слайд 25

- Но человек не всегда справедлив по отношению к лесу. По  вине в лесной полосе есть свои экологические проблемы. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

  1. Первичное закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Цель, которую хочет  достичь  учитель:

уточнить представления о лесной зоне по алгоритму.

Методы:  перцептивный метод, метод контроля.

Форма обучения: фронтальная, парная.

- Глазки на доску. Что вы видите? (Цепь питания) Слайд 26

-Какого звена не хватает в Цепи питания. Почему?

-Сейчас, вы поработаете в парах. У вас на партах лежат карточки с названиями животных и растений, составьте из них цепь питания. Будьте внимательны, среди них есть лишние.

Проверка.

  • Назовите свою цепь питания. Какое животное лишнее. Почему?

Итог:

 -Что нового и интересного вы узнали на уроке?

5.Рефлексия. Итог урока

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности

Домашнее задание. (по выбору) Слайд 27

  • – стр. 95-101 читать, ответить на вопросы «Проверь себя», сочинить сказку о лесе
  • – стр. 95-101 читать, выполнить задания № 4-6 в рабочей тетради (с.49).
  • – стр. 95-102 читать, выполнить задания на стр. 102

- Мы сегодня поговорили с вами о лесе. По вашему мнению, что необходимо для любого леса: хвойного, смешанного, широколиственного? Что дает тепло? Конечно, солнышко. Давайте, сейчас мы с вами создадим солнышко своими руками. 

- У каждого из вас на парте лежат солнышко и тучка..Если у вас на протяжении урока преобладало хорошее настроение, вам было интересно и понятно — поднимите солнышко. Если на уроке вам было не интересно, были сложности то — тучку.

- Вы сегодня очень хорошо поработали. Я надеюсь, что это настроение останется у вас на протяжении всего дня.

  • А сейчас мы хотели бы вам с УЧЕНИКОМ подарить стихотворение

В лесу и на лесной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам её частица,

Она всегда щедра к тебе.

Все, что несёшь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди,

Чтоб только пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди!

                                                         И. Дружинин

Спасибо за работу!